Какие имеются режимы замера вспышки?
В фотоаппарате предусмотрено два режима управления экспозицией: ADI (Advanced Distance Integration, система усовершенствованного измерения расстояния) и "Preflash-TTL" [Предвспышка TTL].
В режиме управления экспозицией ADI информация о расстоянии до объекта, полученная от системы автоматической фокусировки, учитывается вместе с информацией об экспозиции предвспышки. В то же время в режиме "Предвспышка TTL" экспозиция рассчитывается только по информации о предвспышке.
Если к внешней вспышке прикреплен рассеиватель или на объектив надет светофильтр (например, нейтральный серый) или насадка для макросъемки. Присоединение этих аксессуаров может вызвать ошибку в расчетах информации о расстоянии, необходимой для управления экспозицией вспышки ADI, из-за уменьшившегося входящего света.
Для просмотра этого видео в Youtube примите все файлы cookie.
Зайдите в настройки файлов cookie ниже и включите сохранение файлов cookie для Youtube в разделе «Функциональные».
Фотохитрости. Часть 9.
Немножко поясню как работает вспышка в автоматическом режиме. Обычно, автоматический режим вспышки в своем названии имеет приставку TTL. Расшифровывается очень просто – Through the lens – сквозь объектив (сквозь линзу). Это означает, что мощность вспышки настраивается с помощью света, который прошел через объектив.
Делается это довольно интересно: вспышка дает пробный импульс света. Обычно, мощность такого импульса составляет 1\128 от полной мощности вспышки. Свет от вспышки отражается от того, что мы фотографируем, проходит через объектив и попадает на датчики экспонометра. Датчик передает значение мощности светового потока процессору камеры. Процессор долго думает, анализирует, и высчитывает, какая должна быть мощность основного импульса вспышки. Процессор знает, что первый импульс имел мощность, скажем, 1\128, при этом экспонометр получил значения, которые не удовлетворяют экспозицию на 3 ступени, потому, процессор дает понять вспышке, что основной импульс должен быть мощней на 3 ступени, и соответствовать 1\16 мощности вспышки. Таким образом мы получаем хорошенький снимок с правильной экспозицией.
Самое интересное: в современных ЦЗК пробного импульса практически не видно. Такое ощущение, что вспышка сразу дает нужный импульс света. Но это не так, в режимах TTL импульсы идут очень и очень быстро один за другим серией в режиме стробоскопа. Человеческий глаз и человеческая реакция практически не замечает пробный импульс.
Пробный импульс часто называют “предвспых“. Предвспыхов может быть целое множество, а не один, и их мощность может быть разной. Честно говоря, я не знаю, какую мощность имеют предвспыхи моих вспышек Nikon SB-910, SB-900. Для Nikon, задержка между пробным и основным импульсом составляет порядка 0.4 с.
Со вспышкой. TLL через зонт, легкий блюр от командных импульсов
Важно: в обычных цифровых камерах система экспо замера не столь хорошо продумана, а процессоры не столь мощные, да и вспышки не могут давать большое количество “залпов” одновременно, потому, я легко замечаю предвспыхи на обычны цифровых камерах (мыльницах). Также, очень ярко видны пробные или управляющие импульсы встроенных и внешних вспышек моих камер и вспышек при работе в системе креативного освещения Nikon CLS.
При работе в TTL режиме я натолкнулся на пару интересных особенностей:
- Много людей имеют очень быструю реакцию, и при фотографировании со вспышкой они начинают жмуриться на первый импульс, а основной “рисует” их на снимке с прищуренными глазами.
- Предвспыхи заполняют фон лишним светом, это часто дает блюр (замыленность) в глазах людей. Лишние переотражения никому не нужны.
- Вспышка таким образом быстрее нагревается и сильней расходует заряд аккумуляторов.
Чтобы побороть такой недуг, TTL достаточно использовать вспышку в ручном режиме управления мощностью вспышки. При ручном управлении мощность вспышки нет пробных срабатываний, и вспышка сразу подает основной импульс. Прелесть такого режима в том, что:
Инструкция по эксплуатации Sony ILCA-77M2
Вспышка ADI (установка по умолчанию):
При управлении вспышкой камеры используется информация о фокусном расстоянии
и значение яркости объекта, когда отражается предварительная вспышка. Это дает
точное управление вспышкой без значительного воздействия уровня отражения
объекта.
Пред.вспыш.TTL:
При управлении вспышкой используется значение яркости объекта, когда отражается
предварительная вспышка. Если используется данная установка, на способность
камеры точно измерять яркость света вспышки могут влиять отражения от объекта.
Ручная вспышка:
Позволяет установить яркость вспышки с помощью [Коэфф.мощности], и встроенная
вспышка срабатывает с установленной яркостью света вспышки независимо от
яркости объекта.
ADI: Система усовершенствованного измерения расстояния
TTL: Через объектив
При использовании объектива, оснащенного датчиком расстояния в режиме
[Вспышка ADI], изделие достигает точного управления вспышкой на основании
более точной информации о расстоянии.
Если расстояние между объектом и вспышкой не фиксировано (например при
съемке с помощью беспроводной вспышки при использовании внешней вспышки
(продается отдельно) или при съемке с помощью выносной вспышки с
использованием кабеля, или при использовании двойной макровспышки), или когда
внешняя вспышка (продается отдельно) установлена для отражения,
[Управл.вспышкой] автоматически устанавливается в [Пред.вспыш.TTL]. Возможна
также автоматическая установка в [Пред.вспыш.TTL] в зависимости от других
условий съемки.
Установите [Управл.вспышкой] в [Пред.вспыш.TTL] в следующих случаях, потому
что изделие не может получить надлежащую информацию о вспышке с помощью
[Вспышка ADI].
Если к вспышке HVL-F36AM прикреплена широкая панель
При съемке с помощью диффузора для вспышки
При использовании фильтров, которые влияют на коэффициент экспозиции (например ND-
фильтры)
При использовании объективов для съемки крупным планом
Вспышку ADI можно использовать в комбинации с объективом, имеющим датчик
расстояния. Для того чтобы определить, оснащен ли объектив датчиком расстояния,
обратитесь к основным техническим характеристикам в руководстве по
эксплуатации объектива.
Что такое режим вспышки TTL и в чем отличие от ручного режима управления
Профессиональная съемка со вспышкой довольно сложна для начинающих, список технических характеристик каждой вспышки может показаться малопонятным. Например, что такое TTL и мануальный режим вспышки и как их использовать?
Кроме вспышек, встроенных в саму камеру, существуют накамерные вспышки, которые обычно называются «спидлайт» (Speedlite) или «флешган» (Flashgun), а также большие студийные вспышки — «моноблок» (Monolight). Многие накамерные и студийные стробоскопы сегодня оснащаются режимом TTL.
TTL расшифровывается как «through the lens» (англ.) — «через объектив». TTL при работе считывает экспозицию, проходящую через объектив камеры, при этом используется встроенный экспонометр фотокамеры, а также учитывается расстояние до объекта. Иногда это называется «TTL-замер».
TTL — это автоматический режим, который включается через управляющее меню вспышки. Когда вы нажимаете кнопку затвора, вспышка выдает количество света в зависимости от показаний экспонометра камеры. Если сцена темная, мощность вспышки соответственно будет интенсивной. TTL определяет и задает мощность вспышки, что позволяет вам делать снимки, не беспокоясь о недоэкспонировании или переэкспонировании кадра.
Компенсация экспозиции
Точно так же, как вы можете использовать компенсацию экспозиции в полуавтоматическом режиме на камере, вспышки с режимом TTL имеют так называемую компенсацию вспышки.
Компенсация вспышки принимает тот автоматический уровень настроек, который установлен самим прибором, и затем может добавить больше или меньше мощности в зависимости от того, как вы настроите. Как и компенсация экспозиции, эта функция измеряется в долях stop.
Компенсация вспышки А-3 немного уменьшает вспышку, А+1 добавляет один полный stop света к кадру.
Компенсация вспышки — отличный инструмент для начинающих фотографов, он идеально подходит для сцен, когда расстояние до объекта быстро меняется. Недостатком является то, что он не так гибко настраивается, как полностью ручной режим вспышки.
Работает ли TTL без камеры?
Показания экспозиции для TTL считываются через объектив камеры. А если вы поместите вспышку в область, которая отличается по освещению от того, что видит камера, вы получите либо недодержанное, либо переэкспонированное изображение. Поэтому располагайте вспышку рядом с камерой.
В чем разница между режимами ETTL и TTL?
Некоторые вспышки TTL имеют несколько вариаций режима TTL. Например, у флешганов Canon есть режимы ATTL, ETTL и другие функции. Аббревиатура ETTL означает Evaluative Through The Lens — «Оценочный через объектив». В этом режиме используются быстрые предварительные импульсы света перед фактической вспышкой для того, чтобы заглушить окружающий свет, который может помешать экспозиции. Режим ETTL полезен в сценах, где другие яркие источники света конкурируют со светом от вспышки. Он, например, идеально подходит для концертов, свадеб и других мероприятий.
Как использовать мануальную вспышку?
Как и ручной режим настроек камеры, мануальный/ручной режим вспышки обеспечивает максимальный контроль над изображениями. В ручном режиме фотограф сам выбирает количество света для экспозиции кадра.
Мощность вспышки (длительность импульса, время свечения лампы вспышки) измеряется в долях полной его мощности.
Настройка 1/1 — это самый яркий свет (полная мощность), который может посылать вспышка.
1/2 — это половина мощности, 1/4 — четверть и так далее.
Различные модели вспышек будут иметь разные диапазоны мощности от 1 до 1/64, некоторые до 1/128, другие до 1/250.
Управляя мощностью можно настроить вид света и теней на изображении. Освоение мануальной вспышки требует практики и терпения. Тут ваша вспышка не даст вам никаких советов о том, какие настройки использовать.
У многих фотографов есть свои предварительные настройки для каждого типа изображения, которые затем они подстраивают по мере необходимости.
Некоторые фотографы, например, начинают с определенной мощности, скажем, 1/32 и делают снимок. Затем они настраивают параметры вспышки выше или ниже на основе этого первого изображения.
Еще вариант — использовать ручные экспонометры для считывания света в сцене. Они, как правило, позволяют получать достаточно точные показания.
Настройки экспозиции камеры также влияют на систему вспышки. Сужение диафрагмы создаст эффект, аналогичный уменьшению мощности вспышки. Свет на объекте будет казаться тусклым.
Если мощность вспышки остается неизменной, регулировка диафрагмы влияет на яркость вспышки. Чтобы сбалансировать вспышку с окружающим освещением, выдержка должна быть правильной. Если ваш объект хорошо освещен, но фон темный, вам нужно уменьшить выдержку.
Помните, что у скорости затвора есть предел. В большинстве камер ограничение скорости затвора составляет 1/200 или 1/250. Если вы выйдете за пределы этих значений, вы увидите черные полосы на своем изображении, когда превысите 1/200 или больше, затвор больше не будет синхронизирован со вспышкой. Тут вы можете попробовать высокоскоростную синхронизацию.
Как управлять вспышкой для получения хороших результатов?
Начнем с ISO. Влияние ISO на вспышку легко понять, потому что это то же самое, что использование ISO без вспышки. Регулировка ISO делает фотографию ярче или темнее. Он влияет на окружающий свет на заднем плане так же, как свет от вспышки. В мануальном режиме вы можете переместить вспышку или объект дальше, если вспышка слишком яркая. Вы можете дополнительно управлять своей вспышкой, используя модификаторы, такие как софтбоксы и диффузоры. Съемка с вспышкой создает жесткий свет с резкими тенями. Использование же рассеивателя или софтбокса вместе с меньшей мощностью вспышки создаст более мягкий и приятный свет. Если у вас нет рассеивателя, вы можете отражать свет от стены или потолка нейтрального цвета, чтобы смягчить освещение. Отражение вспышки от стены создаст пространственное освещение, словно вы поместили вспышку там, где была стена.
Сравнение TTL и мануального режимов
Каждый режим вспышки имеет свои плюсы и минусы.
TTL-вспышка отлично подходит в тех случаях, когда расстояние между вспышкой и объектом быстро меняется. Если вы фотографируете свадебную церемонию в режиме мануальной вспышки, освещение меняется по мере приближения объектов. В результате вы получите неточную экспозицию. Использование режима TTL тут сможет автоматически регулировать мощность вспышки при изменении расстояния между объектом и камерой.
Мануальный режим вспышки лучше всего подходит в тех случаях, когда вы хотите максимально контролировать источник света. Это также полезно, если расстояние между объектом и вспышкой не меняется.
Минусом TTL является факт, что в этом режиме сложно воссоздать повторно один и тот же уровень освещения сцены — ведь вы не знаете, какие настройки автоматический режим TTL решит использовать для каждого последующего кадра. Постобработка таких фото из-за этого факта усложнится.
В большинстве случаев фотографы используют мануальный режим. Они переключаются на TTL, только если не могут достаточно быстро изменить настройки вспышки при съемке изменяющейся сцены.
Если вас раздражает то, что ваша вспышка создает темные тени за объектами, используйте мануальный режим вспышки и рассеиватель.
Режим TTL годится для начинающих фотографов и при съемке движущихся объектов, часто с применением компенсации вспышки и модификатора вспышки.
Заключение
Автоматическая регулировка вспышки TTL удобна при съемке сцен с движущимися объектами и подходит фотографам, начинающим осваивать работу со вспышками. Но мануальный режим вспышки все-таки дает лучшие результаты.
Изучить мануальный режим — это только одна часть головоломки. Вы также должны понимать, как использовать диффузор, как настройки экспозиции влияют на вспышку, как использовать внешнюю вспышку. В конце концов, выбор между TTL и ручным режимом не является вопросом предпочтения. Все зависит от конкретных задач.